Как работает тахометр на дизеле

Как подключить тахометр на дизельный двигатель

Тахометр является устройством, которое активно используется на бензиновых и дизельных автомобилях. Данный прибор служит для измерения скорости вращения (оборотов) коленчатого вала или генератора. Большинство современных транспортных средств оснащаются штатным тахометром прямо с завода.

Потребность самостоятельно установить тахометр на дизельном двигателе может возникнуть по разным причинам. Следует отметить, что схема подключения тахометра на дизеле несколько отличается от аналогичного решения для бензиновых ДВС. В процессе выбора тахометра для дизеля необходимо учитывать данную особенность, так как тахометр для бензиновых двигателей на дизельный мотор не подойдет.

Откуда берет сигнал тахометр на дизельный двигатель

Сегодня для дизельных двигателей в продаже представлены электронные, цифровые и аналоговые тахометры, схема подключения которых предполагает ряд особенностей. Дело в том, что местом подключения тахометра для дизеля в подавляющем большинстве случаев выступает генератор.

Подключение устройства

В основе принципа работы электронного тахометра лежит считывание электрических импульсов. В бензиновых агрегатах считываются импульсы, которые в определенном количестве подаются на катушку зажигания. Что касается дизельного мотора, то считывание осуществляется со специальной клеммы, которая находится в корпусе генератора.

Чтобы подключить тахометр к дизельному двигателю, желательно осуществлять работы на подъемнике или воспользоваться смотровой ямой. На начальном этапе необходимо демонтировать защиту с генератора, избегая попадания грязи внутрь устройства. Следующим шагом становится визуальный осмотр катушки генератора, на которой присутствуют несколько клемм. Контакт тахометра (входной провод) следует подключать к той клемме, которая обычно маркируется литерой «W».

Также в отдельных источниках рекомендуется дополнительно реализовать замыкание контакта, который идет от маслонасоса. Данную операцию выполняют для того, чтобы тахометр после установки выдавал правильные показания, а также для исключения других проблем. Отмечено, что в противном случае после выхода мотора на определенную частоту вращения коленвала на панели приборов возможно ложное загорание сигнальной лампы, указывающей на критически низкое давление моторного масла в системе смазки двигателя.

Если клемма, обозначенная «W», на генераторе отсутствует изначально, тогда потребуется самостоятельное выведение отдельного контактного провода. Заранее подготовленный провод в обязательном порядке нужно качественно заизолировать. Для облегчения доступа генератор необходимо полностью снять, так как потребуется его частичный разбор. После разборки станут видны провода (3 штуки), идущие от обмотки генератора на выпрямитель, который также встроен в устройство.

На любой из этих контактов можно прикрепить заготовленный провод, а после осуществить его выведение за пределы корпуса устройства. По окончании крышка генератора ставится на место, сам генератор монтируется обратно. Обязательно необходимо проконтролировать, чтобы в процессе сборки выводимый наружу провод не контактировал с движущимися элементами в конструкции генератора.
Далее провод тахометра подключается к выведенному от генератора контакту аналогично подключению при наличии клеммы с маркировкой «W». Остальные контакты тахометра подключаются в соответствии со схемой, которая содержится в инструкции к конкретному устройству.

Communities › Diesel Power (Дизельные ДВС) › Blog › Тахометр на Тойоту двигатель 2С

Всем доброго времени суток.
Подскажите пожалуйста, как (куда) подключить тахометр на двигатель 2С (тойота спринтер). Простой тахометр, выносной.
Может уже кто делал.
За ранее всем спасибо за внимание и ответы!

Recommendations

Comments 31

В диагностическом разъеме должен быть вывод с буквой “Т” для сканирования ( под тахометр). Я на бензиновую Калдину ставил приборку с тахометром ( на которой с завода его не было). Подключал к диагностическому разъему провод. Работает до сих пор, хотя прошло уже больше пяти лет. Если двигатель дизельный, то подключать нужно к датчику оборотов в ТНВД.

К разъёму? Ну ну. Там ни мозгов, ни разъёма, ни датчика. Полностью механический дизель. На него два провода идёт. Свечи и клапан отсечки топлива. Остальное на работу двигателя не влияет.

Я-же написал, что на бензинке. Там вывод идет с мозгов.
А на дизеле импульсы на тахометр берутся с датчика оборотов ( на ТНВД). Можно еще взять с генератора ( если нет датчика в ТНВД). Но с ТНВД точнее показывает.

Все верно. Но напрямую с датчика приборка не понимает, нужен мозг

Если там просто дизель ( без ЭБУ), то должна работать. На датчик оборотов ( в ТНВД) подключить тахометр ( например от Ваз-2106 и проверить показания. Будет работать или нет?
Я на своем микроавтобусе менял щиток приборов на цифровой ( от Марк-2) Тоже замучился его подключать. Но потом разобрался. Пришлось немного поколдовать с распиновкой. Поставить делитель на два ( на микросхеме). Сейчас все работает. Хотя изначально щиток приборов был от бензинового Марка. А у меня дизель.

На жиге другой тахометр. Родная приборка не понимает потому что тахометр шёл только на бензиновой версии этих машин. А что на спринтере что на калдине дизельных тахометра не было

Ну тогда только отдельный тахометр ставить. Или запихать в родной щиток тахометр например от Жиги.

Если там просто дизель ( без ЭБУ), то должна работать. На датчик оборотов ( в ТНВД) подключить тахометр ( например от Ваз-2106 и проверить показания. Будет работать или нет?
Я на своем микроавтобусе менял щиток приборов на цифровой ( от Марк-2) Тоже замучился его подключать. Но потом разобрался. Пришлось немного поколдовать с распиновкой. Поставить делитель на два ( на микросхеме). Сейчас все работает. Хотя изначально щиток приборов был от бензинового Марка. А у меня дизель.

Да и принцип работы у них другой. На жиге тахометр идёт напрямую с катушки зажигания, от неё и питается. А датчик тнвд считает только импульсы. Питание приборки отдельно

Тахометр на Жиге не питается от катушки зажигания. От катушки он берет только импульсы. А сам тахометр питается напряжением от щитка приборов ( свой плюс и минус). Поэтому его можно запросто подключить к датчику оборотов на ТНВД. Там к датчику подходит два провода. Один из них на массу, второй на входной вывод тахометра. Если с минусом не прокатит, то можно попробовать вместо минуса подать плюс.

Будет полезно:  Как промыть коробку-автомат: промывка акпп, тонкости и нюансы

Если там просто дизель ( без ЭБУ), то должна работать. На датчик оборотов ( в ТНВД) подключить тахометр ( например от Ваз-2106 и проверить показания. Будет работать или нет?
Я на своем микроавтобусе менял щиток приборов на цифровой ( от Марк-2) Тоже замучился его подключать. Но потом разобрался. Пришлось немного поколдовать с распиновкой. Поставить делитель на два ( на микросхеме). Сейчас все работает. Хотя изначально щиток приборов был от бензинового Марка. А у меня дизель.

Но у вас же, я так понимаю, был изначально тахометр на микрике ? Все подготовлено для установки. Там только с электрикой повозиться да датчик в баке поменять. А тут ничего нет вообще . Поэтому только отдельный тахометр со своим датчиком

Подключение тахометра своими руками: плюсы и минусы

Главная функция тахометра в машине – это определение правильной передачи, что положительно влияет на срок службы двигателя. В большинство автомобилей при сборке встраивают аналоговый тахометр. Водитель смотрит на приближающуюся к красной черте стрелке и знает, когда необходимо переключиться на повышенную передачу. Не во всех автомобилях есть удовлетворяющий владельца тип прибора, поэтому просто необходимо разобраться в вопросе какие есть и как подключить тахометр.

  • Виды тахометров
  • Как подключить тахометр через ЭБУ
  • Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель
  • Как подключить тахометр к дизелю
  • Как проверить тахометр на работоспособность

Знаете ли вы? Термин «тахометр» произошёл от греческого τάχος – скорость и μέτρον– мера.

Виды тахометров

Есть два вида тахометров: цифровой и аналоговый. Первый выглядит как маленький экран, на котором водитель может видеть все необходимые ему данные во время движения. Второй проще и выглядит, как табло со стрелками и значениями.

Выносной

Выносной тахометр устанавливают на передней панели автомобиля. Для большего удобства размещения, у такого устройства имеется ножка для закрепления на панели. Выносные цифровые тахометры хороши для контроля оборотов холостого хода. Их показания имеют меньше погрешностей, поэтому с помощью такого прибора можно проверять работу штатного тахометра. Кроме того их стильный вид придаёт машине элегантности.

Штатный

Штатный тахометр встраивается в приборную панель автомобиля. Этот прибор более удобен, так как водителю проще воспринимать движение одной стрелки, а не нескольких показателей во время движения. Штатный тахометр чаще используется в автомобилях, а производители электронных приборов выпускают наборы для самостоятельной комплектации машин.

Важно! Измерительные приборы выпускаются соответственно марке автомобиля. Показания не родного механизма будут не верными.

Как подключить тахометр через ЭБУ

Если у вашей машины не карбюраторный двигатель, а инжектор тахометр подсоединяется не к зажиганию. В этом случае вам нужно подключать к контролёру блока управления двигателем. Схема подключения тахометра проста: отведите массу на кузов (землю), плюс от прибора подведите к плюсу зажигания. Тахометр имеет два входа: первый идёт на блок управления, второй – на датчик положения коленвала. Прибор, подключённый к ЭБУ, будет считывать импульсы непосредственно с контролёра блока управления.

Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель

Перед установкой тахометра на карбюраторный двигатель, изучите инструкцию, прилагаемую к прибору. Если её нет, осуществляйте установку согласно следующим действиям:

  1. Закрепите механизм на его месте (место расположения определяется видом устройства).
  2. Чёрный провод подсоедините к массе (кузову) автомобиля.
  3. Провод красного цвета соедините с клеммой замка зажигания, подающей напряжение 12 Вт во время работы системы зажигания.
  4. Третий провод может быть любого цвета. Поскольку система зажигания есть контактная и бесконтактная, рассмотрим, куда подключать тахометр в обеих. При контактной системе – прибор подключается к прерывателю трамблёра. Во второй системе – к коммутатору напряжения.

Если в машине предусмотрена подсветка дисплея, тахометр подключается к имеющейся для этого клемме в замке зажигания.

Как подключить тахометр к дизелю

Прежде чем подключать, разберёмся, от чего работает тахометр на дизеле. Принцип работы электронного прибора – это считывание показаний импульсов, посылаемых клеммой, которая располагается в генераторе.

Поскольку процесс трудоёмкий, проводить его нужно на смотровой яме. Первый пункт работы – демонтаж защитного кожуха генератора, старайтесь избежать попадания грязи. Вторым этапом идёт подключение тахометра к генератору на дизеле. Для этого на корпусе генератора найдите клемму обозначенную буквой «W» и подключите к ней выход прибора.

Внимание! Обязательно нужно замкнуть контакт, отходящий от маслонасоса. Если этого не сделать тахометр может «врать».

Случается, что выше обозначенную клемму найти невозможно. В этом случае произведите разборку генератора. Один проводов, соединяющих обмотку и выпрямитель, соедините с кабелем тахометра. Заизолируйте провода и соберите генератор в обратном порядке. Установка измерительного прибора большой сложности не представляет, но без каких либо знаний, как устроен дизель, как работает тахометр на дизеле, без малейших понятий о ремонте автомобиля, лучше обратиться к профессионалам.

Как проверить тахометр на работоспособность

Мы разобрались, как подключить тахометр на дизельный и карбюраторный двигатель. Теперь рассмотрим причины поломок устройства. Вы заметили проблемы в работе измерительного прибора, например прыгающую в разные стороны стрелку. Может быть несколько причин поломки. При длительной работе двигателя возникает вибрация, которая может привести к поломке дисплея. Следующей причиной может быть окисление контактной группы электропроводки, повреждение её изоляции или отсоединение от наконечников. Всё это видимые причины, которые необходимо сразу же устранить. Если поломан сам датчик – нужна замена. В случае, когда самостоятельная диагностика не выявила причин, стоит обратиться в автомастерскую.

Интересно! Сконструировал тахометр американец Кёртис Виддер в 1903 году.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Будет полезно:  Какое масло заливать на лето ваз 2110

Подключение на бензиновый двигатель

Подключение прибора отличается на инжекторном моторе и с карбюратором. С инжектором его подключают к контролеру ЭБУ. При этом «масса» отводится на кузов, а положительный провод необходимо соединить с плюсовой клеммой зажигания.

Устройство имеет два выхода: один идет на датчик положения коленвала, а другой – на ЭБУ. Таким образом, он будет считывать количество оборотов с контролера управляющего блока. Ниже приведена схема подключения тахометра с БСЗ.

Схема с бесконтактной СЗ

Ниже приводится инструкция, как подключить электронный тахометр к силовому агрегату на бензине:

  1. Сначала в зависимости от вида прибора нужно установить на месте, где он будет расположен.
  2. Далее установленный тахометр следует подключить. Минусовый провод обычно черного цвета присоединяется к массе.
  3. Красный провод следует соединить с плюсом замка зажигания, на которую подается напряжение 12 В при работе системы зажигания (СЗ).
  4. Третий провод может иметь любой цвет – это вход прибора. Подключается он в зависимости от СЗ. Если СЗ контактная, то прибор подключается к прерывателю трамблера, в случае с бесконтактной СЗ его нужно подсоединять к коммутатору напряжения.
  5. Если автомобиль оборудован подсветкой, то прибор должен подключаться к выключателю габаритов машины.

Схема для контактной СЗ

Система зажигания бензиновых двигателей

Управление процессами зажигания двигателей может быть организовано несколькими методами:

  • Трамблерный с одной катушкой зажигания;
  • Бестрамблерный со сдвоенной (тройной, четверной в зависимости от количества цилиндров, деленных на 2) катушкой зажигания;
  • Индивидуальный (на каждую свечу зажигания).

Во всех случаях на катушку поступает мощный импульс амплитудой 12В с прерывателя (для автомобилей до 90-х годов), транзисторного коммутатора или непосредственно с блока управления двигателя. Именно из этой точки и следует брать сигнал на тахометр.

Разновидности тахометров

Тахометр информирует о количестве оборотов коленвала, помогающий определить, в какой момент лучше всего переключать передачи. Это дает возможность увеличить срок службы силового агрегата и грамотно его эксплуатировать, так как мощностные и тяговые характеристики двигателя зависят от оборотов коленчатого вала. Кроме того, с его помощью можно точно отрегулировать карбюратор и другие важные устройства на холостом ходу.

Данный измеритель может быть аналоговым, представляющим собой табло со стрелками и цифрами. При приближении стрелки к красной черте, водитель должен переключиться на более высокую передачу. На цифровом приборе информация для водителя выводится на маленький экран (автор видео – Armadil).

Условно устройства можно разделить на два вида:

  1. Штатные. Их устанавливают на заводе, который изготавливает транспортное средство. Помещают его на торпеде.
  2. Выносные. Они являются альтернативным вариантом, если отсутствует заводской прибор. У выносных устройств более точные показания, поэтому их можно использовать для проверки правильности показаний штатных. Иногда их устанавливают в качестве тюнинга.

1. Штатный прибор на пятерке

2. Аналоговое устройство для авто

3. Выносные автомобильные приборы

Установка тахометра может быть выполнена как на бензиновом двигателе, так и на дизельном агрегате.

Испытание, регулировка тахометра

Если автомобиль оборудован бестрамблерной или индивидуальной системой зажигания, подключение тахометра можно произвести к любой катушке. В этом случае показания скорости вращения двигателя (количество оборотов в минуту) будут неадекватными, так как на трамбленое зажигание импульс подается каждый такт, индивидуальное – в четыре раза реже. Однако можно градуировать измерительную шкалу по-новому.

На первом этапе испытаний заводят двигатель, проверяют работоспособность системы (отклонение стрелки на холостых оборотах). Как правило, частота оборотов в этом режиме находится в пределах 800 – 1000 об/мин.

Далее регулируют уровень показаний. Если стрелка тахометра отклоняется незначительно, можно между сигнальным проводом и массой автомобиля включить дополнительный конденсатор емкостью около 1 мкФ. Наоборот, если стрелка зашкаливает, в разрыв сигнальной цепи включить переменное сопротивление около 1 кОм и масштабировать сигнал.

Следующий этап – ходовые испытания. На заведенном двигателе достигают предельных оборотов. Стрелка тахометра не должна выходить в красную зону. В противном случае регулировку осуществляют вновь. Перед началом эксплуатации еще раз проверяют надежность соединений и изоляции. И помните, дополнительное оборудование – новые проблемы.

Тахометр для дизельного двигателя – выбираем себе помощника

В отличие от других устройств, устанавливаемых на автомобили, тахометр для дизельного двигателя подключается через генератор. Сам прибор предназначен для определения, с какой частотой вращается коленчатый вал. Иначе говоря, тахометр показывает число оборотов за определенный промежуток времени.

Тахометр для дизельного двигателя – принцип работы

Видеть показания тахометра можно прямо во время движения, он располагается возле спидометра на панели приборов. Для снятия показаний используются различные типы датчиков, в зависимости от этого способ измерения может быть бесконтактный или контактный. Тахометры используются не только в автомобилях, но и в других устройствах, где требуется контроль над скоростью вращения.

Тем не менее, именно в авто этот прибор нашел самое широкое применение. Ни одна современная машина не обходится без этого устройства, позволяющего контролировать работу двигателя и своевременно осуществлять переключение передач. Все это помогает увеличить срок службы, способствует экономии топлива, обеспечивает безопасность движения.

Существует очень много разновидностей этих устройств, которые применяются в определенных случаях. Они могут быть стационарными и портативными, а также электрическими, магнитно-индукционными, центробежными и электронными. Самый первый тахометр был центробежным, где энергия, поступающая от механизма, передается через ось. Воздействие на стрелку в каждом случае производится по-разному, в зависимости от конструкции прибора.

Тахометр для двухтактного двигателя – сферы применения и выбор

Следует отдельно рассмотреть электронный тахометр для двухтактного двигателя. Одной из разновидностей такого прибора является водонепроницаемый вариант, применяемый в мотоциклах, скутерах, снегоходах и прочих ТС, где стоят двухтактные моторы. Практически, это то же самое, что и тахометр для одноцилиндрового двигателя, определяющий срок его службы, а также периодичность технического обслуживания, такого как регулировка клапанов, замена масла, свечей зажигания и прочее.

Будет полезно:  Какое масло лучше заливать в коробку передач: «механика» мкпп и «автомат» акпп

Установка такого прибора на механизм очень проста. Здесь не требуется отдельная батарея, благодаря встроенному аккумулятору. Подключение производится напрямую к проводу одной из свечей зажигания. Разрешение такого прибора составляет 0,1 часа, он может считать максимально до 10 тысяч часов, а затем производится сброс.

Циферблаты тахометров отличаются размерами. Например, прибор диаметром 125 миллиметров чаще всего используется в спортивных автомобилях, где пилот должен постоянно контролировать режимы работы двигателя и особенно величину его крутящего момента. При достижении определенного количества оборотов срабатывает специальная лампа-вспышка, после чего следует переключение на очередную передачу. Такие большие тахометры занимают много места и частично закрывают обзор.

У более удобных устройств размеры несколько меньше и составляют уже 95 мм. Наиболее распространенным является размер в 52 мм, который позволяет устанавливать прибор в любом месте на панели тех машин, где собственный тахометр не предусмотрен конструкцией.

Шкала тахометра и его дополнительные возможности

Конструкция каждого тахометра в авто предусматривает работу с конкретным числом цилиндров. Основная масса этих устройств работает с двигателями на четыре цилиндра. В отдельных моделях существует возможность переключения на необходимое количество цилиндров. В зависимости от числа оборотов двигателя градуировка шкалы имеет разное значение и может достигать от 8 до 11 тысяч оборотов в минуту.

Отдельные виды тахометров, оборудованные вспышкой, могут запоминать наибольшее количество оборотов двигателя. В состав тахометра могут быть дополнительно включены и другие приборы, отображающие работу мотора. Такие устройства называются мультиприборами. Таким образом, тахометр является очень нужным и полезным устройством, от которого во многом зависит стабильная работа двигателя и общие показатели эксплуатации автомобиля.

Интересная задачка (тахометр на дизеле)

Может кто что видел-слышал?

: Привет!
: Я использовал в качестве датчика, пьезоэлемент (диаметр 15 мм, толшина -2) и формирователь нормированных (по амплитуде и длительности) импульсов на основе таймера 1006 ВИ1 (NE555) и компаратора 554СА3
: (ссылка на схему в http://www.alflash.narod.ru/tools.htm ).
: Датчик крепится на насосе или на топливной магистрали первого цилиндра (для стробоскопа). Соответственно для места крепления датчика подбирается скважность выходных импульсов формирователя.
: А в качестве индикатора – обычный тахометр от бензинового двигателя. Mailto if need photo for this device.
: Удачи,al.

+++++ у меня на 3В тоже нет штатной дыры под датчик, вот решаю что бы выбрать (датчиком кучка скопилась), или я корпус насоса поменяю с заводской дыркой или в “старом” корпусе сделаю дырку, там есть буртик, разметит мне фрезеровщик и просверлит, а потом резьбу нарежет. На приводном валу стоит зубчатый венчик, с которого датчик импульсы берёт, и он в любом ТНВД Денсо стоит, что с датчиком, что без датчика.

В чём проблема?Метчик найти или корпус насоса?

пистолетообразного корпуса :(, так что вариант с таймером и пъезоэлементом лучше (ИМХО). Сам хотел такую штуку.
: Успехов!

+++++ на отливке корпуса есть кольцевой буртик, это и есть место под дыру. Японцы не дураки, корпусов под датчик или “не датчик” не делают. Всё заранее предусмотрено, если нужно дырку сделать, в 95% случаев для неё будет разметочный прилив/углубление.

+++++ да какая хрен разница, на Хайлюксах 3L стоит н и что? В автобусах Хайс тоже стоит. Так там есть тахометр.

Так вот, на машинах с двиг. 2Л-Т и 1КЗ тахометр есть, и на ТНВД датчик есть. А на машинах с двиг. 3Л (напр. TLC 72)как говорят, тахометра нет никогда. Если бы у этих двигателей был одинаковый ТНВД, то да, место под отверстие должно быть, но он разный!

+++++ я на эти самые ТНВД каждый день смотрю (мы ж Владивостоцкие), корпуса одинаковые, вся разность только в навеске и количестве дополнительных дыр. Ессно что на корпусе 2L-T будет другая верхняя крышка с компенсатором по наддуву и только.
И вся разность не наддувных ТНВД от разнообъёмных движек – внутри корпуса, если только ТНВД не 82 лохматого года.

И не исключено, что в ТНВД двиг. 3Л такая возможность не предусмотрена принципиально.

+++++ на упрямых воду возят, ещё раз повторяю – Это Япония! У них всё по уму сделано, есть бедная версия, будут делать без тахометра, но возможность его установки -есть. А дырки нет. УНИФИКАЦИЯ, едрёна мать. Завод льёт корпуса и делает дополнительные дырки уже потом, от заказа. Отливка одна и таже. А вот курпус от 6-цилиндровых ну почти такой, а внутренняя проточка на десяточку-соточку меньше.

Зубчатый венец на приводном валу у всех 4-х цилиндровых моделей одинаков. С него то датчик и читает импульсы, за один оборот вала ТНВД этих импульсов будет около 40-50 (венцы не считал, на глазок говорю)..

+++++ а потом отрегулировать

Ведь если сверлить в собраном виде, опилки попадут внутрь,

++++ упадут, дырка сбоку

что неприемлимо. Снятие ТНВД я так понял предполагает снятие ремня ГРМ, топливных трубок и т.д. Так неохота из-за дырки лезть в нормально работающую (и весьма сложную) систему!

+++++ если ты не топливщик – это действительно сложно, не рекомендую. НО, если никто не делал ТО и есть сомнения в обслуживании прежним владельцем, очень рекомендую посмотреть на сальники лобовины, ГРМ-ремень и натяжной ролик. На 80% ИМХО, что кончены форкамеры в головке (трещины).

Кстати, а в каком материале придется сверлить? Сталь или чугун?

+++++ Алюминиевый сплав, такой же как на коробках передач.

Может все-таки просверлить на месте,а потом основтельно промыть солярой, не крутя ТНВД подавать и сливать через обратку, вытащив все сеточки, или через вывернутый клапан отсечки? Или стремно?

Источники:

http://www.drive2.com/c/533067702353264685/

http://scart-avto.ru/remont/rukovodstvo-kak-podklyuchit-tahometr-na-dizelnyy-i/

http://carnovato.ru/tahometr-dvuhtaktnyj-odnocilindrovyj-dvigatel/

http://forum.auto.ru/diesel/24743/

http://www.drive2.ru/b/508759974164300450/

Ссылка на основную публикацию