Синтетическое масло – что это такое и в чем его особенность?

Синтетическое масло — что это такое и в чем его особенность

Особенности и виды

Подтверждением того, что купленная смазка является ничем другим как синтетикой, станет специальная надпись, которую можно увидеть на лицевой стороне той тары, в которой она выпускается. Здесь должно быть написано «synthetic», но иногда в отдельных случаях ставится маркировка «full synthetic».

В основе «синтетики» лежат органические однородные соединения. Они добываются в условиях протекания реакции синтеза, проводящейся химическим путем. Благодаря данным соединениям синтетические смазочные материалы наделены огромным количеством положительных характеристик, превосходя, например, минеральные и полусинтетические.

Самая главная особенность заключается в том, что «синтетика» универсальна. Конечно, не все так просто, а при его использовании необходимо обращать внимание на некоторые отдельные моменты. Актуальность этого типа масла повышается с началом зимнего периода

Внимание! «Синтетика» максимально популярна в северных странах, в условиях низких температур.

В большинстве случаев этот материал используют для двигателей на специальной технике. Поскольку она должна работать безотказно, то здесь подойдет только синтетика, ведь другие виды смазки не могут обеспечить качественную работу. Кроме того, по сравнению с другими, синтетическое зарекомендовало себя как материал, который в процессе работы сохраняет чистоту деталей, что позволяет значительно увеличить срок их работы. Еще одной особенностью «синтетики» является то, что они практически все являются энергосберегающими.

Эстеры и полиглеколи

Это высшая лига синтетики. Масло, изготовленное на основе этих химических соединений, не теряет свои характеристики в самых тяжелых условиях эксплуатации. Именно по этой причине эстеровая основа применяется в смазках для гоночных болидов.

Характерная особенность – молекулы эстеровых соединений имеют полярность, благодаря чему силы поверхностного натяжения многократно увеличиваются. Масло как бы прилипает к поверхности металла, обеспечивая надежную пленку в точке контакта.

Разорвать или смыть обволакивающий слой практически невозможно. Причем никакие температурные влияния не меняют базовых свойств.

Эстеровая или полиглеколевая основа синтезируется на 100%, поэтому при разработке формулы можно сразу заложить свойства синтетических моторных масел, обычно обеспеченные присадками. Так что понятие «расслоение» для такой основы отсутствует в принципе.

Масла на эстеровой основе продаются в обычных магазинах, стоят очень дорого, и относятся к стандарту качества по API – GL-5.

Энергосберегающие автомасла

Название «энергосберегающие» говорит за себя. Основной принцип работы заключается в том, что такие материалы позволяют повысить уровень экономии при работе машин.

Внимание! В США проводятся специальные исследования, исходя из которых настоящее масло, позволяющее сэкономить, должно соответствовать показателю 0,5 – 1,4 % снижения расхода горючего.

Даже не совсем опытный в этом деле потребитель может определить, относится ли приобретенный им смазочный материал к энергосберегающим. На заводской упаковке должны присутствовать две специальные буквы ЕС, что в расшифровке означает «Energy Conserving».

Полиальфаолефины (ПАО)

Технология производства базовой основы использует побочное сырье, образующееся при добыче нефти: природный газ. То есть основа все-таки природная, но получается она в результате 100% синтеза.

Главное преимущество – идеальная однородность молекулярного состава, при этом сохраняется возможность программирования базовых свойств. Правда присадки к такой основе все-же добавляются, иначе пришлось бы синтезировать различные группы базового состава – это сделает продукт более дорогим.

А так, стоимость ПАО-синтетики в разы меньше, чем эстеровой смазки. Не говоря уже о полиглеколях – такие составы вообще недоступны к розничной продаже, они применяются только для спецтехники и в гоночной среде.

Поэтому, если вы покупаете масло с формулой 100% синтетика, это будет основа на базе ПАО. Такие масла относятся к стандартам GL-4 (по классификации API).

Основные характеристики масляных смесей

Одной из самых важных является температурно-вязкостная характеристика масла. Синтетика незначительно меняет свою вязкость в зависимости от температуры. При низких показателях смазка густеет, а при высоких – разжижаеся. Синтетическая основа и добавки-загустители обеспечивают хорошую проворачиваемость мотора при сильных морозах, а также доступ масла к деталям по узким каналам.

Такая величина, как индекс вязкости, определяет, насколько изменяется этот параметр в зависимости от температуры. Синтетические смазки имеют показатель на уровне 150–180 единиц и выше. Чем он больше, тем более качественной является масляная основа.

Температура вспышки показывает, насколько много легкокипящих фракций имеет смазывающая жидкость. Чем выше такая температура, тем ниже будет испаряемость, а также выгорание масел. Это значение должно быть больше 225°С. От него также зависят низкотемпературные свойства масел.

Температура застывания показывает предельную температурную границу, при которой смазка теряет текучесть, переставая работать. Для наилучшей зимней вязкости, 0W, это значение будет равняться от -45 до -50°С. Интересно, что чем ниже t° застывания, тем выше температура минимальной проворачиваемости ДВС.

Щелочное число (TBN) – чем оно больше, тем лучше для масла, выше его термоокислительная стабильность. Это означает, что синтетика будет дольше служить, чем другие виды смазок, потому что у неё самая высокая сопротивляемость к окислению. Свежие смазки имеют значение этого параметра от 8 до 14. По мере эксплуатации показатель падает.

Первые синтетические материалы были изготовлены для применения их в условиях очень высоких температур, а именно для работы двигателей реактивных самолетов. Причиной такому решению стали специальные исследования ученых, которые сделали вывод, что при воздействии больших температур многие компонентов участвуют в реакции расщепления, в результате чего их смазочные свойства многократно увеличиваются.

Синтетические материалы, созданные в лабораториях, не имеют в своем составе веществ природного происхождения, которые распадаются при высоких температурах. Также в них отсутствуют химические вещества, которые приводят к окислению и увеличению осадков.

«Синтетике» присуща способность выдерживать максимально большие температуры, которые не под силу перенести другим материалам на основе нефти. Они способны переносить не только высокий температурный режим, но и отлично защищать все внутренние детали двигателя при низких температурах.

Большинство масел, являющихся продуктом нефтепереработки, под воздействием низких температур начинают густеть. Вследствие этого, процесс запуска транспортного средства затрудняется. «Синтетика», наоборот, работает прекрасно как при высоких, так и низких температурах.

Гидроочистка и гидрокрекинг

Моторное масло для двигателя должно не только обладать выдающимися свойствами, оно должно быть доступно для рядового покупателя (коих большинство). Если владелец отечественного 30-летнего автомобиля решил уйти от «минералки», цена канистры масла не должна превышать остаточную стоимость автомобиля.

В результате была разработана формула гидроочистки (или гидрокрекинга – «HC»). В принципе, это синтетика, и надпись «synthetic» не маркетинговая уловка.

Вопрос в технологии производства. Гидрокрекинг – это не воспроизведение новых молекул, а отделение ненужных. За основу берутся все те-же нефтепродукты, от них отделяются «лишние» компоненты, и физически разрушаются длинные молекулярные цепочки.

В результате получается основа, очень близкая по свойствам к 100% синтетике, но не обладающая такой же стабильностью. Что это означает?

Вы наверняка обратили внимание на две интересные формулировки в сервисной книжке вашего авто, касаемо замены моторного (трансмиссионного) масла:

  1. Интервал замены 10000 км или 6 месяцев, что наступит раньше. Разумеется, цифры условные, для примера.
  2. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, интервал замены масла уменьшается. Под «тяжелыми условиями» понимается любая эксплуатация, кроме равномерного пробега по идеальным дорогам без пробок и светофоров.

Данные условия относятся к любым маслам, кроме эстеровой синтетики. То есть, 99% автолюбителей должны производить замену раньше срока, указанного в сервисной книжке. При эксплуатации автомобиля в городских пробках – наступает перегрев.

Гидрокрекинговая синтетика теряет свойства (не так быстро, как минералка, но все-таки теряет). На бездорожье детали мотора взаимодействуют друг с другом под нагрузкой, а рабочая пленка не такая прочная, как на 100% синтетике.

Вы покупаете синтетическое масло, чтобы уйти от проблем «минералки», а получаете суррогат.

Отличия минеральных, полусинтетических, и синтетических масел

Покупая синтетические автомасла, вы действительно получаете качество, недоступное минеральной основе, и даже полусинтетике. Даже технология гидрокрекинга настолько меняет свойства базовой основы, что стабильность смазочных материалов улучшается на порядок.

На графике видно, что после окончания периода замены, крекинговая основа сохраняет свойства значительно дольше минералки и полусинтетики. А чистая синтетика позволяет увеличить пробег (либо срок эксплуатации) масла, в сравнение с рекомендациями производителя автомобиля.

Маркировка

Чтобы максимально правильно подобрать подходящее масло для того или иного автомобиля, необходимо разобраться с маркировками:

  • Зимние . Выделяют 6 видов и маркируют буквой W. При небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах, но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя;
  • Летние . Выделяют 5 видов, выпускают без маркировки. Надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0 градусов;
  • Всесезонные . Для маркировки используют сочетание летних и зимних обозначений. При низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Всесезонное масло ввиду нашего климата пользуется достаточно большим спросом. И не требует дополнительные материальные затраты, связанные с частой сменой смазочного материала.

Самыми популярными из них считаются 5W30 и 5W40, имеющие стабильную эффективность на протяжении всего года. При использовании вышеуказанных масел отсутствует проблема запуска двигателя, связанная с резкими перепадами температур.

Будет полезно:  Уравнительная платформа: почему может выйти из строя и как устранить неисправность?

Преимущества и недостатки

Качественное масло, особенно 100% синтетика, дает мотору возможность работать в щадящих условиях. Это продлевает ресурс, экономит топливо, повышает мощность.

Присадки, без которых невозможна эксплуатация смазочных материалов, сохраняют работоспособность практически до конца срока эксплуатации синтетического масла. Такая смазка может использоваться в тяжелых условиях, независимо от климата. На морозе синтетика не густеет.

Однако есть и недостатки. В первую очередь – цена. 100% синтетика не по карману владельцам недорогих автомобилей, остается довольствоваться гидрокрекингом. Кроме того, популярные масла часто подделывают, если вы покупаете расходники в непроверенных торговых точках – есть риск нарваться на контрафакт.

Итог:Для принятия решения, какое синтетическое масло лучше, проанализируйте условия эксплуатации автомобиля. Если вы не штурмуете бездорожье, и не участвуете в уличных гонках, оптимальный выбор – гидрокрекинговая синтетика из проверенного автомагазина.

Главная дорога про синтетические масла — видео

К преимуществам синтетики относят:

  1. Текучесть. Синтетические моторные смеси более текучие, чем масла, имеющие другую базовую основу. Это позволяет им уменьшить силу трения внутри силового агрегата и снизить расход топлива.
  2. Стабильность свойств. Указанные масла имеют устойчивую структуру к изменениям температуры. Они обеспечивают прокачку смеси по смазочной системе зимой и образование крепкой защитной пленки летом.
  3. Увеличенный интервал замены. Благодаря хорошим вязкостным характеристикам синтетические жидкости практически не меняют свои изначальные параметры на протяжении всего срока эксплуатации.
  4. Хорошие моющие, антиизносные свойства.
  5. Присадки. Синтетика отлично растворяет присадки, добавляемые к базе моторной смеси — препятствует их выпадению в осадок.

ПАО масла имеют существенный недостаток, отсутствующий у эстеровых смазочных материалов — небольшая растворяющая способность. Синтетика на основе ПАО обладает увеличенными моющими свойствами, она размягчает нагар, образованный внутри мотора, но не может его полностью растворить, из-за чего частички нагара отрываются от деталей привода — это может вызвать засорение смазочной системы или каналов силового агрегата.

Еще один минус — синтетические моторные масла имеют высокую стоимость, объясняется это технологией их производства, делая такую продукцию, производитель несет большие капитальные затраты.

Заключение

Синтетика зарекомендовала себя с очень хорошей стороны. Она обладает прекрасной степенью вязкости, в меньшей мере испаряется и обладает высоким уровнем сопротивления к процессу окисления. Благодаря положительным особенностям данные материалы обеспечивают бесперебойную работу автомобиля, а именно быстрый холодный запуск при достаточно низких температурных условиях. Если его использовать постоянно, то уменьшается степень износа деталей и, соответственно, увеличивается срок эксплуатации.

Внимание! Синтетическое масло хорошо переносит любые экстремальные условия, возникающие в процессе эксплуатации.

Стоит отметить, что чем правильнее будет подобрана смазка, тем дольше бесперебойно будет работать двигатель. Важно понять – какое же масло станет для автомобиля самым оптимальным вариантом.

Синтетическое моторное масло состав, характеристики и технология получения

Выбирая смазку для двигателя, стоит обратить внимание на синтетическое масло. Его получают химическим синтезом базовых масел с добавлением присадок для улучшения эксплуатационных качеств. Служит для агрегатов, работающих в нормальных или экстремальных условиях.

Предназначение и функции моторных масел

Поверхности деталей мотора постоянно соприкасаются. При трении выделяется тепло, что снижает КПД двигателя. Для уменьшения трения используют смазывающие жидкости. Они понижают расход топлива. Это основное предназначение моторного масла. Но смазка выполняет еще несколько функций:

  • охлаждает узлы, испытывающие высокие нагрузки (цилиндропоршневая группа);
  • способствует легкому запуску двигателя зимой при температуре до -35°С;
  • освобождает агрегат от загрязнений, образующихся во время работы (сажа, шлак, нагар);
  • заполняет люфт между поршнем и цилиндром в камере сгорания, поддерживает в ней максимальное давление;
  • предупреждает коррозию деталей.

Состав

Смазывающие жидкости для ДВС включают базовое масло и присадки, улучшающие свойства базы. Все виды синтетических моторных масел разделяют на группы в зависимости от того, из чего оно сделано:

  • изготовленные из полиальфаолефинов (ПАО);
  • произведенные на основе эстеров;
  • полусинтетика, состоящей на 20-50 % из синтетической жидкости;
  • НС – синтетика.
  • В качестве присадок используют следующие группы веществ:

    1. Эфиры жирных кислот создают прочную тонкую пленку, понижают трение между металлическими деталями.
    2. Вязкостные модификаторы удерживают необходимую вязкость при любой температуре. С их добавлением смазка не густеет на морозе, не становится жидкостью при +100°С.
    3. Моющие ингредиенты очищают детали узлов двигателя от продуктов сгорания. Делятся на 2 подгруппы: детергенты и дисперсанты. Добавки первой подгруппы действуют аналогично бытовым моющим средствам. Они нейтрализуют кислоты, предотвращая коррозию металлических узлов. Дисперсанты поддерживают загрязнения во взвешенном или растворенном состоянии до момента их достижения бумажного фильтра. Фильтр окончательно отделяет взвешенные вещества от смеси, растворенные остаются в масляной смеси до конца срока его эксплуатации.
    4. Противоизносные добавки действуют там, где расстояние между трущимися поверхностями слишком мало, и смазывающая пленка образоваться не может.
    5. Антиокислительные элементы увеличивают срок службы масла, снижают окислительные процессы, разрушающие структуру масляной смеси. Окисление возникает в смазке в присутствии окислов азота и водорода под влиянием высокой температуры.
    6. Антикоррозийные присадки – органические и минеральные кислоты, создают защитную пленку, предотвращая коррозию деталей.
    7. Противопенные вещества добавляют, чтобы предотвратить образование пены при перемешивании взболтанного масла с воздухом. С образованием пены смазка меняет свои свойства, двигатель без смазки выходит из строя.

    Технологии получения

    Эксплуатационные характеристики синтетического масла определяются тем, насколько одинаковые атомы задействованы в цепочках молекул углеводородов. Это зависит от способа его получения. Различают следующие:

    • Гидрокрекинг – наиболее дешевый способ. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и максимально очищают, используя НС или VHVI технологии. Большинство синтетических смазок на рынке изготавливают на такой базе. Производители указывают название технологии на канистрах. Такие смеси значительно дешевле чисто синтетического масла, но термоокислительные качества у них хуже. Проигрывают они также по испаряемости. Такую смазку надо чаще менять.
    • 100%-синтетику (ПАО) получают из полиальфаолефинов. Нефтяным месторождениям сопутствуют бутилен и этилен, легкие углеводородные фракции, газы, которые служат сырьем для получения синтетического масла. Оно обладает температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению. Базовая основа высокого качества состоит из однородных молекул. В нее добавляют минимальное количество присадок. Но стоимость значительно выше НС-синтетики.
    • Эстеры получают нейтрализацией карбоновых кислот спиртами, проявляют себя во время эксплуатации гораздо эффективнее, чем ПАО и гидрокрекинговые составы. Их молекулы полярны, сами прикрепляются к металлическим поверхностям. Эстеровая основа обладает достаточной вязкостью, не требует присадок. Не вызывает проблем утилизация, потому что они экологически чисты. Но, несмотря на неоспоримые преимущества, занимают только 5% рынка из-за высокой стоимости.
    • Лучшими, но и самыми дорогими, являются масла на основе полигликоля (PAG). Они отлично справляются с трением, безнадежными загрязнениями, инертны по отношению к уплотнительным элементам двигателя. Их нельзя смешивать с другими основами. Используют в масляных смесях как модификатор трения.

    Характеристики

    О качестве смазки, соответствии ее всем предъявляемым требованиям судят по характеристикам масла:

    1. Одна из самых важных – температурно-вязкостная. Как изменяется вязкость смеси при изменении температуры, определяет индекс вязкости. Уровни вязкости определены в классификаторе SAE.
    2. Температура вспышки демонстрирует количество легкокипящих примесей в масляной смеси. С ее возрастанием снижается испаряемость и выгорание, улучшаются низкотемпературные характеристики. Для бесперебойной работы двигателя показатель должен быть выше +225°С.
    3. Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет текучесть, работа мотора прекращается из-за загустевания смазки. Оно должно быть от -45°С до -50°С. Но надо учитывать, что со снижением температуры застывания возрастает температура минимальной проворачиваемости двигателя внутреннего сгорания.
    4. Щелочное число характеризует термоокислительную стабильность смеси. Только залитое масло имеет этот показатель 8÷14. В процессе эксплуатации эта величина уменьшается.

    Маркировка

    Обозначение указывают на канистре. Маркировка содержит:

    • класс вязкости по SAE;
    • спецификации по API, ACEA, ГОСТ;
    • допуск автопроизводителя;
    • дату выпуска, номер партии.

    Масла подразделяются на 2 класса: для бензиновых двигателей и дизельных. Информацию об этом размещают на этикетке.

    Классификация по SAE

    По международному стандарту SAE, учитывая вязкость, масла делят на три группы:

    1. Зимние масла создают условия для легкого запуска мотора при низкой температуре. В их обозначении присутствует английская буква «W» (winter). Например, SAE 10 W. Нагревание делает это масло текучим. Оно не образует смазывающую пленку, перестает поддерживать нужное давление в системе, выполнять свои функции.
    2. Летние смазки используют при среднесуточной температуре воздуха выше 0°С. У них высокий индекс вязкости, если сравнивать с зимними маслами. В обозначении указывают только число (SAE 10). Чем оно выше, тем выше вязкость.
    3. Всесезонные работают круглый год, при низких и высоких температурах. На это указывает двойное обозначение (SAE 5W-30) в маркировке.
      Единица измерения вязкости – сантистокс.

    Классификация по ГОСТ

    Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяются:

    • по кинематической вязкости на 12 классов, номеру класса соответствует арабская цифра;
    • по области применения на 6 групп, которые обозначают заглавными буквами русского алфавита.

    В обозначении масел для бензиновых двигателей присутствует индекс 1, для дизельных – 2. Отсутствие индекса свидетельствует об универсальности.

    Преимущества и недостатки

    Синтетика охотно используется автомобилистами благодаря следующим преимуществам:

    1. Синтетические масляные смеси обладают достаточной текучестью, обеспечивают снижение трения и расхода топлива.
    2. Структурная устойчивость в необходимом диапазоне изменения температуры.
    3. Благодаря высокой вязкости масла нет необходимости часто заменять.
    4. Отличные моющие и противоизносные качества.
    5. Хорошо растворяет присадки, они не кристаллизуются при эксплуатации.

    К недостаткам можно отнести высокую стоимость. У эстеровых автомасел растворяющая способность выше, чем у ПАО смесей. Они не только размягчают, но и растворяют сажу и нагар.

    Синтетическое моторное масло создает условия для бесперебойной работы двигателя в сложных условиях эксплуатации (широком диапазоне температур, высоком давлении). При выборе следует учитывать, что чем больше пробег авто, тем выше должна быть вязкость масляной смеси. Нельзя выбирать смазку только по индексу вязкости, не принимая во внимание другие характеристики.

    Синтетика или полусинтетика: разбираемся в составе масел

    Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Какие отличия между синтетикой и полусинтетикой
    • Характеристики вязкости синтетических и полусинтетических масел
    • Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика
    • Отличается ли синтетика 5w40 от полусинтетики 10w40
    • Допустимо ли смешивание синтетических и полусинтетических масел
    • Победитель рейтинга полусинтетическое моторное масло 10w40
    • Победитель рейтинга синтетическое моторное масло

    «Синтетика или полусинтетика?» – такой вопрос, наряду с «шипы или липучка?» будет волновать автолюбителей до тех пор, пока машины будут использовать ДВС и колеса. На первый взгляд может показаться, что синтетическое масло лучше: оно более насыщено присадками и дороже. Значит качественней?

    На самом деле ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как, помимо своей непосредственно смазки, существуют и другие, немаловажные, факторы: рекомендация производителей, состояние конкретного мотора, манера вождения, погодные условия и многое другое. В нашем материале мы подробно разберем разницу между синтетикой и полусинтетикой.

    Разница между синтетикой и полусинтетикой

    Задача моторного масла – снизить негативное воздействие сил трения на детали двигателя. Смазка начинает поступать к узлам силового агрегата при его запуске. Чем эффективнее масло будет справляться с силой трения, тем дольше прослужат элементы мотора и меньшим будет расход топлива.

    Список задач, которые решает моторное масло, включает еще один важный пункт. Оно должно обеспечивать очистку деталей двигателя от частиц металла, образующихся в результате механического трения, а также от различных отложений, которые формируются при сгорании топлива. Функцию очистки решают специальные присадки, входящие в состав моторных масел.

    Синтетика

    Синтетическое масло, как понятно уже из его названия, является искусственно созданным. Для его производства используют нефтепродукты и различные присадки, которые обеспечивают необходимые характеристики смазывающей смеси. Технология изготовления такого масла предполагает изменение жидкости на молекулярном уровне.

    • Эффективно справляется с температурными перепадами.
    • Существенно продлевает срок службы силовых агрегатов. Если правильно подобрать масло по его характеристикам, то ответ на вопрос, какое масло лучше: синтетика или полусинтетика, будет – синтетика. Этот продукт будет содержать все необходимые добавки и компоненты.
    • Лучше справляется с тяжелыми условиями эксплуатации (холостой ход, запуск и прогрев мотора), когда мотор испытывает недостаток масла.
    • Может работать в различных погодных условиях и в широком диапазоне температур. Такие масла, как 5W30 и 5W40, могут считаться универсальными смазками для моторов.
    • Снижает потребление горючего двигателем. Синтетика способна легко проникать в самые мелкие зазоры и медленнее отрабатывается.

    Чаще всего автовладельцы отказываются от синтетики только из-за ее стоимости. Этот фактор считается наиболее значимым недостатком данной смазки.

    Полусинтетика

    Эта смазывающаяся жидкость состоит из минеральных масел и специальных присадок (их здесь намного меньше, чем в синтетике). Следует уточнить, что минеральная основа для производства моторных масел может быть разных классов. Для синтетики используется минеральное масло более высокой категории. В линейке полусинтетических масел не встречаются ПАО или эстеры. В отношении полусинтетики отсутствуют какие-либо строгие нормы по соотношению объемов минеральной основы и присадок (содержание компонентов может быть 55 х 45, 70 х 30 и т. д.). В отличие от синтетики, полусинтетика не переносит сильные морозы. Кроме того, меньшее содержание присадок снижает устойчивость масла к окислению. Полусинтетические смазки по своим характеристикам занимают среднее положение между доступной по цене минералкой и дорогостоящей синтетикой. Благодаря оптимальному сочетанию цена/качество полусинтетическое масло пользуется высокой популярностью у автомобилистов. Особенно часто такую смазку применяют для авто с большим пробегом.

    В качестве компромиссного варианта между минералкой и синтетикой полусинтетическое масло имеет ряд преимуществ:

    • обеспечивает все необходимые условия для нормальной работы мотора;
    • защищает детали двигателя от износа;
    • имеет высокие проникающие способности;
    • отличается оптимальными температурами потери текучести (в продаже представлена полусинтетика 5W30 и 5W40);
    • демонстрирует низкие показатели испаряемости;
    • отличается хорошими техническими показателями;
    • доступно по цене (практически в 1,5 раза дешевле синтетики).

    Недостатком полусинтетического масла в сравнении с синтетикой может считаться меньшая эффективность и более высокий расход. Кроме того, синтетические смазки лучше справляются с тяжелыми условиями работы моторов.

    Параметры вязкости масел

    К наиболее важным характеристикам моторного масла относится показатель вязкости. С учетом этого параметра участниками сообщества SAE были сформированы стандарты, которыми руководствуются современные бренды, выпускающие жидкости для систем смазки автомобильных двигателей. На упаковке моторного масла в обязательном порядке стоит маркировка, включающая буквенные и числовые символы (к примеру, 5W30). Символ указывает на зимние условия эксплуатации, а следующая за ним цифра определяет температурное значение, при котором масло начинает загустевать и не сможет циркулировать по системе смазки двигателя.

    В нашем примере цифра 5 перед символом W показывает минимальное значение температуры, при которой можно запустить холодный мотор и смазка может быть прокачана масляным насосом по системе таким образом, чтобы избежать сухого трения деталей двигателя. Такой температурой в нашем случае будет -35 °C (нужно отнять от первой цифры 40). Если отнять от числа перед символом W 35, то получим критическую температуру, при которой может быть запущен мотор (для нашего примера это -30 °C). Как видим, чем большим окажется число перед буквенным символом, тем менее устойчивым к морозам будет моторное масло. Если там вообще стоит 0 °C, это значит, что минимальная температура, при которой насос сможет прокачать такое масло, – минус 40 °C, а стартер прокрутится и заведет мотор минимально при -35 °C (при условии нормального технического состояния пускового механизма и АКБ).

    Рекомендуем

    Число 30 после символа W в нашем случае демонстрирует высокотемпературную вязкость смазки (минимальная и максимальная вязкость в температурном режиме от 100 до 150 °C). Чем большей будет эта цифра, тем более вязким будет масло при высоких температурах. Оптимальный показатель высокотемпературной вязкости смазки определяется производителем конкретной модели силового агрегата. В связи с этим мы рекомендуем при выборе моторного масла для своего авто ориентироваться на характеристики, которые указаны заводом-изготовителем в эксплуатационной инструкции транспортного средства.

    Для определения степени вязкости моторного масла сегодня используются международные нормативы SAE J300. По этой системе все смазки для ДВС разделяются на три вида: зимние, летние и всесезонные. К первому типу относятся моторные масла с маркировкой SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W. На упаковке летней смазывающей жидкости присутствуют маркировки SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60, а на всесезонной — SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40. Всесезонные масла сегодня являются наиболее популярным, универсальным продуктом. Их характеристики оптимальны для разных температурных режимов эксплуатации, поэтому можно говорить о практичности таких смазок.

    В таблице приведены наиболее часто встречающиеся маркировки вязкости синтетики и полусинтетических моторных масел.

    Марка вязкости по SAE

    Расшифровка – температурный диапазон, °С

    Синтетическое масло – что это такое и в чем его особенность?

    Основы моторных масел. Синтетика или полусинтетика?

    Одним из базовых критериев различия моторных масел является их «синтетичность». По этому критерию общепринято деление масел на три категории: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Косвенно категорию масла можно определить по его вязкости, однако, в зависимости от сферы применения масла, могут возникать нюансы. Так, скажем, грузовые масла «классической» для легкомоторной полусинтетики вязкости 10W-40 нередко являются синтетическими продуктами.

    В чем отличие синтетического моторного масла от полусинтетического и минерального?
    Простыми словами, чем более синтетическим является масло, тем «сильнее» у него база и пакет присадок, тем стабильнее его характеристиками, лучше защитные и низкотемпературные свойства. Но такие характеристики синтетических масел берутся не сами по себе, а следуют из свойств и характеристик базовых масел – основного базового компонента для производства готовых товарных масел. Одной из самых важных характеристик базовых масел является индекс вязкости (VI – viscosity index), характеризующий стабильность вязкости масла в зависимости от температуры. Чем ИВ выше, тем термостабильнее масло, тем меньше изменение его вязкости.

    Типы базовых масел
    Базовые масла, согласно общепринятой классификации API, делятся на 5 основных групп. Масла первой, второй и третьей групп производятся из нефти, четвертой и пятой – являются химически-синтезированными. К синтетическим относятся масла 3, 4 и 5 групп.

    Группа 1: минеральные масла, содержащие менее 90% предельных углеводородов и имеющие индекс вязкости в районе 90.
    Группа 2: минеральные масла с увеличенным количеством предельных углеводородов и индексом вязкости около 100.
    Группа 3: минеральные масла, подвергшиеся процессу каталитического гидрокрекинга. Имеют в составе более 90% предельных углеводородов и обладают индексом вязкости около 140-150.
    Группа 4: полностью синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) с индексом вязкости около 130.
    Группа 5: полностью синтетические базовые масла, которые по тем или иным свойствам не попали в предыдущие группы. В эту группу входят базовые масла на основе эфиров, сложных спиртов и т.п.

    Минеральные масла получают в результате глубокой очистки нефти, они имеют стабильные характеристики, хорошие смазывающие свойства и обладают высокой растворимостью присадок. Однако минеральные масла имеют невысокую термостабильность, а их характеристики очень сильно зависят от температуры.

    Полусинтетические, частично-синтетические масла – это, по своей сути, минеральные масла, эксплуатационные свойства которых были улучшены путем добавления до тридцати процентов синтетических масел третьей либо, что значительно реже, четвертой группы.

    Гидрокрекинговые масла третьей группы относятся к синтетическим маслам, хотя и производятся из нефти. В процессе каталитического гидрокрекинга базовые минеральные масла подвергаются ряду химических реакций, существенно меняющих молекулярную структуру масла и его свойства. В результате химического воздействия из минерального масла удаляются соединения азота и серы, выпрямляется и очищается его молекулярная решетка. В результате изменения молекулярной структуры, гидрокрекинговое масло по комплексу характеристик максимально приближается к химически-синтезированным маслам, а по ряду параметров и превосходит их, сохраняя, при этом, все плюсы минеральных масел – высокую растворимость присадок и хорошие смазывающие свойства.

    Большинство синтетических масел сегодня являются именно гидрокрекинговыми маслами. В том числе и масла с самым требовательным допуском VW 504/507, предусматривающим межсервисные интервалы до 40 тысяч километров.

    Масла 4 и 5 групп являются химически-синтезированными «ненефтяными» базовыми маслами. Полностью синтетические базовые масла отличаются очень высокой термостабильностью, высокой текучестью и проникающей способностью при отрицательных температурах, хорошими антиокислительными свойствами, низкими испаряемостью и расходом на угар.

    Однако, синтетические базовые масла имеют два критических недостатка: низкую смазывающую способность и малую растворимость присадок. Для обеспечения хороших смазывающих способностей и, что крайне важно, растворимости присадок, в товарные «полностью синтетические» масла добавляются масла первой, второй либо третьей группы.

    Так если «полностью синтетическое» и полусинтетическое масло – это смесь синтетических и минеральных базовых масел, то в чем же тогда разница? Основная разница в пропорциях компонентов итогового базового масла, ведь 80/20 – это не то же самое, что 20/80. Кроме того, «полностью синтетические» масла могут изготавливаться из смеси масел четвертой и третьей групп, а полусинтетические – из смеси масел второй и третьей.

    На сегодняшний день наилучшими эксплуатационными характеристиками обладают масла, созданные на смеси базовых масел третьей с четвертой либо пятой групп. Такие масла обладают хорошими смазывающими и антиоксилительными свойствами, растворимостью присадок, высокой термостабильностью и низким расходом на угар. Также в синтетических маслах применяются более совершенные и современные пакеты присадок.

    Можно ли заливать синтетическое масло в старый автомобиль?
    Бытует мнение о нежелательности применения синтетических масел в старых автомобилях, особенно если ранее применялось полусинтетическое либо минеральное масло. Основной аргументацией является то, что «польет со всех щелей». Отчасти этот миф справедлив, но только в одном случае.

    Если ранее в двигатель долгое время заливалось низкокачественное масло, нарушались интервалы его замены и двигатель изнутри покрылся коксом, то нередко уже «уставшие» сальники и прокладки не дают течи исключительно из-за их закоксованности. В таком случае прокладки и сальники через некоторое время дадут течь при переходе на качественное масло с хорошими моющими свойствами, независимо от степени его «синтетичности».

    Еще одним популярным аргументом является то, что синтетические масла более жидкие.
    Полностью синтетические масла, созданные на основе базовых масел четвертой группы действительно обладают лучшей текучестью и несколько более агрессивны к резиновым уплотнениям двигателя, чем даже гидрокрекинговые синтетические масла. Нередки случаи, когда прокладки и сальники начинали немного «сопливить» после перехода с качественного гидрокрекингового масла на ПАО-масло. Вязкость же полусинтетического масла 10W-40 при рабочей температуре является такой же, как синтетического масла 0W-40 либо 5W-40.

    В общем же случае, если в двигатель заливалось качественное полусинтетическое масло, не нарушались интервалы замены, двигатель внутри чистый, то никаких негативных последствий от перехода на синтетическое масло при соблюдении рекомендаций по вязкости и допусками не будет

    Состав о особенности полусинтетического моторного масла

    Что такое полусинтетическое масло, его правильное использование и отличие от других видов моторных масел, на все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье. На самом деле, водители часто стоят перед непростым выбором при покупке расходных материалов. Что предпочесть синтетику или полусинтетический продукт и как выбор скажется на работе двигателя.

    Что такое полусинтетическое моторное масло

    Полусинтетическое моторное масло, верее все его виды, является промежуточным звеном между нефтяными, натуральными продуктами и синтетическими, состоящими из нескольких отдельных компонентов. Полусинтетическое масло – это оптимальный вариант, собравший и соединивший положительные характеристики от синтетики и минерального масла. В итоге получилось масло с отличными характеристиками, и в то же время, имеющее довольно низкую цену.

    Сегодня полусинтетические моторные масла – это большая группа продуктов, которая включает также и синтетику. Все продукты имеют характерные отличия, но одинаковую основу, которая радикально отличается от минеральной базы. Главный критерий — это база, а не входящие в состав определённого рода присадки.

    Характерные особенности полусинтетических моторных масел

    Среди основных показателей, которыми полусинтетика отличается от минеральных продуктов, являются:

    • низкий уровень испаряемости;
    • высокая вязкость;
    • остающийся в чистоте двигатель, даже при условии, что автомобиль эксплуатировался в жарком климате.

    Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: полусинтетическое моторное масло желательно не применять в суровых климатических условиях. Производители советуют также быть осторожными в выборе этого вида масла для авто, которые подвергаются жёсткой эксплуатации.

    Сегодня на полках магазинов можно увидеть массу предложений как для двигателей, работающих на бензине, так и для дизельных моторов. Конечно, при выборе расходного материала необходимо учитывать много факторов, но главным, должно быть понимание водителя, насколько изношен двигатель, а также, какова будет степень эксплуатации техники.

    Состав полусинтетики

    Итак, мы знаем, что полусинтетическое автомасло производится из смешивания минеральной базы и синтетических добавок. В процентном соотношении это выглядит примерно так:

    • 70-80 процентов составляет минеральная база;
    • 20-30 процентов – синтетическое наполнение;
    • Как дополнение в продукт добавляются присадки.

    Как сделать переход на полусинтетику

    Понятно, что применяя то или иное масло, водителю желательно знать их особенности, а также понимать, что переход с минерального масла на полусинтетический продукт, потребует дополнительных знаний и навыков. Здесь важно учесть некоторые моменты:

    • после минерального масла будет наблюдаться повышение степени вязкости;
    • полусинтетический продукт будет препятствовать отложению на узлах и деталях двигателя загрязнения и различного рода отложений, оставляя мотор в чистоте;
    • полусинтетика не только будет содержать в чистоте движок, но и экономить расход топлива;
    • полусинтетическое моторное масло обойдётся вам несколько дороже, нежели его минеральный аналог.

    Стоит также сказать об основных отличиях между синтетикой и полусинтетикой. Первый продукт требует более редкой смены, нежели второй. Синтетическое масло более стабильно при запуске мотора в зимнее время, а также не даёт сбоев при усиленной нагрузке на двигатель.

    В каких случаях чаще применяют полусинтетическое моторное масло

    Данный продукт всё- таки уступает первенство минеральному и синтетическому маслу, этот факт довольно странный, но имеет место быть. Это не связано с отрицательными качествами продукта, скорее здесь на лицо привычка многих водителей, которые часто предпочитают либо высокое качество, либо низкую цену.

    Для тех водителей, кто решил перейти на масло более высокого класса, и обеспечить изношенный двигатель качественным продуктом, полусинтетика является самым подходящим вариантом. Ведь чистая синтетика будет негативно сказываться на стареньком моторе, возможно подтекание через микротрещины, находящиеся на изношенных сальниках.

    Полусинтетика будет выручать и в том случае, если нужна срочная замена моторного масла, а под рукой нет необходимой марки жидкости и промыть двигатель не представляется возможным.

    Как выбрать полусинтетическое моторное масло

    Прежде всего, следует знать классификацию масла и необходимые стандарты, которым оно может соответствовать. Этими стандартами может послужить ГОСТ или его зарубежные аналоги: ACEA, API, JASO, ILSAC.

    На каждой марке автомасла есть индивидуальный шифр, который даёт определённую информацию: название материала, наименование производителя, указывается основа, классификация, вязкость, дата производства и серия партии.

    Бренд ZIC обладает большой популярностью, так как имеет в маслах минеральную и синтетическую база, которые отличаются высоким качеством, правильным соотношением и сбалансированностью.

    Источники:

    http://infomasla.ru/motornoe_maslo/synthetic-oil

    http://rad-star.ru/pressroom/articles/sintetika-ili-polusintetika/

    http://www.aral.ua/ru/techblog/41-halb-synthetik-oel-ru.html

    http://maslo.biz/lubricant/polusinteticheskoe.html

    http://stroy-technics.ru/article/cmazochnaya-sistema-dizelnogo-dvigatelya

    Будет полезно:  Замена ремня грм на 1g-fe (toyota crown). как поменять ремень грм своими руками
    Ссылка на основную публикацию